Меры, предпринимаемые для противодействия организованной киберпреступности, сосредоточены на усилиях в области правоохранительной деятельности и судебного преследования, технических решениях и просветительских кампаниях. Усилия в области уголовного правосудия включают в себя мониторинг Интернет-сайтов (как в видимой, так и в глубокой сети), которые используются для способствования организованной киберпреступной деятельности и/или рекламирования услуг организованных киберпреступников, закрытие этих сайтов и судебное преследование лиц, вовлеченных в организованную киберпреступность. В качестве примера можно привести совместные операции правоохранительных органов Соединенных Штатов Америки и Нидерландов в отношении AlphaBay и Hansa. Под руководством правоохранительных органов США было проведено расследование в отношении AlphaBay ( Operation Bayonet - операция «Штык»). После того как рынок AlphaBay был закрыт, пользователи (продавцы и покупатели) этой платформы мигрировали на другой криптомаркет, Hansa, который без их ведома уже контролировали голландские полицейские, проводившие секретную операцию по выявлению и пресечению незаконных действий, совершаемых на этом сайте даркнета (Greenberg, 2018). Такая миграция пользователей позволила голландским властям идентифицировать этих лиц и провести в отношении них расследование до закрытия платформы в июле 2017 года (Europol, 2017).
Расследования в отношении AlphaBay и Hansa демонстрируют важность международного сотрудничества в области борьбы с организованной киберпреступностью. Усилиям по осуществлению такого сотрудничества могут способствовать меры по наращиванию национального потенциала (рассматривается в модуле 7 Серии модулей по киберпреступности) неспециализированных правоохранительных органов (которые занимаются не только делами, связанными с киберпреступностью) в форме обучения и обмена знаниями, касающимися расследований организованных киберпреступлений (рассматриваются в модуле 5 Серии модулей по киберпреступности и модуле 11 Серии университетских модулей по организованной преступности, разработанных в рамках инициативы) (УНП ООН, 2013; Europol, 2018).
Тайные операции правоохранительных органов, предусматривающие негласный мониторинг этих сайтов и активности пользователей, а также предание гласности результатов таких операций направлены не только на выявление и пресечение незаконной деятельности на этих сайтах, но и на подрыв доверия к этим рынкам, поскольку доверие имеет решающее значение для успешной деятельности темных рынков и криптомаркетов (Lusthaus, 2012). Наличие мошеннических темных рынков и криптомаркетов также подрывает доверие к этим рынкам. Например, после закрытия сайта Silk Road пользователи мигрировали на другие криптомаркеты (со своими биткойнами), где им стало известно, что эти темные рынки являются мошенническими (платформы закрылись, забрав с собой биткойны пользователей: такой вид мошенничества также известен под названием мошеннический выход (exit scam)) (Maras, 2016).
Уголовное преследование организованных киберпреступников осуществляется с целью привлечения к ответственности лиц, совершивших незаконные действия на этих сайтах, а также создателей, администраторов и модераторов этих сайтов за совершенные ими преступления. Прежде чем покончить жизнь самоубийством, Александр Каз (Alexandre Cazes), создатель и администратор AlphaBay, подвергался многочисленным обвинениям в совершении преступлений, связанных с организованной преступностью (которые влекли за собой суровые меры наказания) (US Department of Justice, 2017). Создатель и администратор сайта Silk Road был приговорен в Соединенных Штатах Америки к пожизненному заключению без права на досрочное освобождение за совершенные им преступления (Greenberg, 2017). Тем не менее, применение суровых мер наказания за участие в организованной киберпреступности нельзя назвать тенденцией. Более того, меры наказания, предусмотренные для некоторых видов незаконной торговли (таких как незаконная торговля объектами живой природы и сигаретами), являются мягкими, что делает такую незаконную деятельность малорискованной и высокодоходной (Maras, 2016; Décary-Hétu, Mousseau, Rguioui, 2018).
Для противодействия организованной киберпреступности могут применяться (и применяются) технологические решения. Для обнаружения в рекламных объявлениях текстов, которые указывают на незаконный характер предлагаемых товаров и услуг, используется программное обеспечение. Это программное обеспечение необходимо регулярно обновлять, чтобы опережать меры, предпринимаемые незаконными торговцами с целью уклонения от обнаружения этим программным обеспечением. Например, торговцы людьми используют эмодзи (например, растущее сердце), чтобы изобразить рекламируемого несовершеннолетнего, а торговцы объектами живой природой «делают орфографические ошибки или используют придуманные слова для своих товаров, например, для слова «ivory» («слоновая кость»), перекупщик может использовать слова «ivoree, «ivori», «i v o ry» или «iv*ry» или использовать термин «белый пластик» для обозначения слоновой кости или «черный пластик» для обозначения рога носорога (IFAW, 2008; Maras, 2016; Maras, 2018).
Технология распознавания лиц также используется для идентификации жертв торговли людьми и детей-жертв сексуальной эксплуатации (см. модуль 12 Серии модулей по киберпреступности и модуль 14 Серии университетских модулей по торговле людьми и незаконному ввозу мигрантов). Кроме того, для выявления материалов с изображением сексуального надругательства над детьми используется программа распознавания изображений (см. модуль 12 Серии модулей по киберпреступности: «Киберпреступления против личности»). Программа распознавания изображений может также использоваться для выявления изображенных на фотографиях объектов живой природы и незаконных товаров, таких как наркотики или огнестрельное оружие. Это программное обеспечение может ускорить идентификацию запрещенных товаров в Интернете и отмечать флажком незаконный контент для привлечения внимания модераторов онлайн-платформ (Drange, 2016).
как обсуждалось в модуле 3 Серии модулей по киберпреступности: «Правовая база и права человека», произвольная блокировка или фильтрация контента запрещена нормами международного права в области прав человека (см. модуль 3 Серии модулей по киберпреступности для получения дополнительной информации).
Просветительские кампании используются в качестве инструмента предупреждения (кибер)преступности и в первую очередь направлены на повышение осведомленности об организованной киберпреступности путем, например, информирования общественности о том, как можно защитить себя от таких видов киберпреступности, как мошенничество, распространение вредоносных программ (например, трояны удаленного доступа, шпионское ПО и программа-вымогатель), приемы социальной инженерии (см., например, Руководства Европола по профилактике преступности и повышению осведомленности общественности), а также о рисках, тревожных признаках и последствиях превращения в денежного мула (см., например, Руководство Европола, касающееся денежных мулов). Что касается преступлений, совершаемых организованными киберпреступниками с использованием киберпространства (например, распространение вредоносных программ и хакерские атаки), предлагаются практические меры обеспечения кибербезопасности, предназначенные для выявления уязвимостей и предотвращения их эксплуатации, такие как строгая аутентификация и системы обнаружения вторжений и защиты от вторжений (см. модуль 9 Серии модулей по киберпреступности для ознакомления с другими примерами мер обеспечения кибербезопасности).
Просветительские кампании проводятся также с целью информирования о негативных последствиях организованной киберпреступности. В качестве примера можно привести Информационную кампанию УНП ООН «Контрафакт»: не приобретай продукцию преступников» (упоминается в модуле 11 Серии модулей по киберпреступности: «Преступления в сфере интеллектуальной собственности, совершаемые посредством кибертехнологий»), которая информирует потребителей о негативных последствиях незаконной торговли контрафактными товарами (УНП ООН, 2014), и кампании по повышению осведомленности о контрафактных товарах в сети Интернет, проводимые в рамках инициативы Европола по профилактике преступности и информированию общественности (например, #dontfakeup). Информационная кампания Интерпола #StopIllicitTrade («Остановим незаконную торговлю»), проводимая офлайн и онлайн, которая является составной частью его Программы по борьбе с торговлей незаконными товарами и контрафактной деятельностью, информирует не только об угрозах, исходящих от торговли запрещенными товарами, но и о связях между такой торговлей и организованной преступностью.
Информационно-просветительские кампании также направлены на информирование общественности об определенных формах незаконной торговли. Например, кампания Организации Объединенных Наций «Голубое сердце», которая проводится с целью повышения осведомленности о торговле людьми путем распространения социальной рекламы как через Интернет (например, в социальных сетях, на сайтах международных организаций и правительственных веб-сайтах), так и другим способом (например, на рекламных щитах) (US Department of States, 2018), и кампания Организации Объединенных Наций в защиту дикой природы ( #WildforLife), которая направлена на повышение осведомленности о проблемах незаконной торговли объектами дикой природы и мобилизацию поддержки со стороны общественности с целью прекращения такой незаконной торговли.