Контртеррористическая стратегия ООН и соответствующие правовые рамки основываются на понимании, что эффективное противодействие терроризму с соблюдением прав человека и основных свобод не только возможно, но и необходимо.
Несмотря на то, что это выходит за рамки настоящей серии модулей для ВУЗов, следует упомянуть многочисленные критические замечания, жалобы и судебные разбирательства в отношении собственной практики Совета Безопасности, особенно в отношении режима санкций в соответствии с Резолюцией 1267 (1999) Совета Безопасности. Они свидетельствуют о том, что не только государства, но и международные организации, включая Организацию Объединенных Наций, должны соблюдать основополагающие стандарты в области прав человека в отношении своих институциональных мер по противодействию терроризму (см. Организация Объединенных Наций, Комитет Совета Безопасности).
Масштаб международных норм в области прав человека весьма велик, при этом нормы и обязательства в области прав человека лежат в основе национальных, региональных и международных мер по противодействию терроризму. Тем не менее, часто имеются коллизии между выполнением задач в области национальной безопасности и соблюдением прав человека, эти вопросы будут изучены в последующих модулях. Уважение и соблюдение принципов прав человека в контексте противодействия терроризму имеют особую важность, поскольку общей целью террористической деятельности является попытка подорвать эти самые права и основные свободы (см. Модули 1-2). В связи с тем, что терроризм оказывает негативное воздействие на права человека, любые контртеррористические меры, которые игнорируют или наносят ущерб правам человека, обречены на провал и неприемлемы в обществе, которое руководствуется верховенством права и демократическими ценностями.
Права человека - это универсальные ценности и правовые гарантии, которые защищают отдельных лиц и группы лиц от действий и бездействия, обусловленного в основном действиями государства, которые препятствуют основным свободам, правам и человеческому достоинству. Как таковые, они являются всеобщими, взаимозависимыми и неделимыми. В этом разделе основное внимание уделяется международным документам по правам человека.
Что касается основных правовых документов, то отправной точкой является Всеобщая декларация прав человека 1948 года (ВДПЧ). Текст был принят в качестве «общего стандарта достижений для всех народов и наций», в котором определены общие цели, к достижению которых должны стремиться государства. ВДПЧ является примечательным в силу ряда причин. Во-первых, она представляет собой первый инструмент в области прав человека, имеющий общемировое значение, несмотря на некоторые продолжающиеся дебаты относительно принципа культурного релятивизма. Несмотря на то, что в момент принятия ВДПЧ Генеральной Ассамблеей существовало лишь 48 государств-членов ООН, на Всемирной конференции по правам человека в Вене в 1993 году 171 государство подтвердили универсальность, неделимость и взаимозависимость прав человека и подтвердили свою приверженность ВДПЧ.
Прежде всего, ВДПЧ объединяет гражданские и политические права с экономическими, социальными и культурными правами, хотя в последующих переговорах это не нашло отражения, в результате чего были приняты два договорных документа - Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года (МПГПП) (Сборник договоров том 999, стр. 171 и том 1057, стр. 407) и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года (МПЭСКП) (Сборник договоров том 993, стр. 3). Это объясняется такими факторами, как разногласия в отношении характера сопутствующих обязательств, относительной важности этих прав и т.д. (что также проявилось в ходе переговоров по тексту ВДПЧ). Кроме того, несмотря на то, что сама по себе она не является юридически обязательным документом в качестве декларации (т.е. резолюции) Генеральной Ассамблеи, тем не менее, текст Декларации является источником вдохновения для сотен других обязательных и необязательных документов, таких как национальные конституции и право, (она часто упоминается в Преамбулах к ним) и более 60 региональных и международных договоров по правам человека. Декларация также была переведена по меньшей мере на 439 языков.
Основополагающие принципы ВДПЧ включают следующее: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах» (Статья 1); и основные принципы равенства и недискриминации по таким признакам как «раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, статус рождения, имущественное, сословное или иное положение» (Статья 2). Особое значение для усилий по противодействию терроризму представляют статьи 4-21, в которых подробно рассматриваются гражданские и политические права (например, право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, запрет пыток). Затем в статьях 22-27 основное внимание уделяется экономическим, социальным и культурным правам.
Некоторые утверждают, что сама ВДПЧ приобрела статус международного обычного права (Continued Presence of South Africa in Namibia, 1971, стр. 16; United States of America v. Iran, 1981, стр. 45). Несмотря на то, что, безусловно, некоторые ее положения имеют такой статус, например, запрет на пытки, вызывает сомнение, что весь документ вошел в международное обычное право, несмотря на последующую практику государств. См., например, расплывчатые и общие формулировки в статьях 10 и 19.
В рамках системы Организации Объединенных Наций в области прав человека существует девять основных международных документов по правам человека, некоторые из которых имеют факультативные протоколы, которые должны информировать законодательство, политику и практику государств в области противодействия терроризму, а также позволять рассматривать отдельные жалобы, связанные с нарушениями прав человека государствами-участниками в отношении их договорных обязательств. Ряд этих договоров имеют особую значимость для противодействия терроризму.
Международные конвенции по правам человека, имеющие отношение к противодействию терроризму
Международная конвенция о защите всех лиц от насильственных исчезновений (принята 20 декабря 2006 года, вступила в силу 23 декабря 2006 года) |
Выполнение этих обязательств требует от государств разработки национальной политики, законов и практики противодействия терроризму, направленных на предотвращение терроризма, а также судебное преследование и наказание лиц, ответственных за террористические акты, таким образом, чтобы это отвечало принципу поощрения и соблюдения прав человека. Эти мероприятия должны также включать меры по предупреждению распространения терроризма, включая меры по укреплению прав человека, предотвращению этнической, национальной или религиозной дискриминации, политической изоляции и социально-экономической маргинализации, а также меры по устранению безнаказанности за нарушения прав человека.
Что касается подхода, то отправной точкой для ответных мер по противодействию терроризму и любых связанных с этим заявлений о нарушении договорных обязательств является МПГПП как с точки зрения сформулированных основных принципов прав человека (части I-III), так и механизмов мониторинга (часть IV).
Его ключевые принципы, рассмотренные в последующих Модулях, включают: