Существуют международные и региональные договоры в области борьбы с киберпреступностью. Одним из примеров является Конвенция Совета Европы о киберпреступности 2001 года. Цель этой конвенции заключается в унификации национальных законодательств, совершенствовании методов расследования киберпреступлений и расширении международного сотрудничества. Она также содержит рекомендации для государств-участников конвенции в отношении мер, которые необходимо принять на национальном уровне для борьбы с киберпреступностью, включая внесение поправок и дополнений в нормы материального права (например, введение ответственности за правонарушения, связанные с киберпреступностью, в уголовное законодательство) и уголовно-процессуальное право (например, определение порядка осуществления уголовного расследования и судебного преследования). Конвенция также содержит рекомендации для государств-участников в отношении взаимной помощи и служит в качестве договора об оказании взаимной правовой помощи(т.е. соглашения между странами о сотрудничестве в расследовании и уголовном преследовании по некоторым и/или всем правонарушениям, признанным таковыми в национальных законодательствах обеих сторон; Maras, 2016) для стран, которые не имеют подобного договора со страной, запрашивающей помощь.
Знаете ли вы?В то время как ряд стран активно выступают за принятие глобальной конвенции под эгидой Организации Объединенных Наций, а Российская Федерация, в частности, в 2017 году предложила «Проект Конвенции Организации Объединенных Наций о сотрудничестве в сфере противодействия информационной преступности» (A/C.3/72/12), на сегодняшний день в международном сообществе пока еще не достигнут достаточный консенсус в отношении принятия такой глобальной конвенции в рамках Организации Объединенных Наций. |
Существуют несколько договоров в сфере борьбы с киберпреступностью, имеющих региональный характер:
Региональными организациями и/или региональными межправительственными организациями были также разработаны и имплементированы законы и директивы в сфере борьбы с киберпреступностью. Например:
Директива о борьбе с киберпреступностью Экономического сообщества западноафриканских государств (ЭКОВАС) 2011 года. Эта директива требует от государств-участников криминализации киберпреступности в национальном законодательстве и способствует взаимной правовой помощи, сотрудничеству и выдаче преступников в делах, связанных с киберпреступностью и кибербезопасностью. ЭКОВАС принял Конвенцию о взаимной правовой помощи по уголовным делам и Конвенцию о выдаче с целью способствования сотрудничеству в расследовании киберпреступлений и выдаче киберпреступников.