Для обеспечения соблюдения правительственными учреждениями своих международных обязательств по принятию эффективной политики предотвращения торговли людьми, а также законов о привлечении торговцев людьми к ответственности и обеспечении надлежащей защиты, помощи и поддержки жертвам торговли людьми, необходимо разработать механизмы мониторинга, оценки и отчетности на международном и национальном уровнях.
В 2004 году Комиссия Организации Объединенных Наций по правам человека назначила Специального докладчика для «рассмотрения правозащитных аспектов жертв торговли людьми, особенно женщин и детей». Специальному докладчику было возложено обязательство по предоставлению ежегодного доклада, содержащего рекомендации «о мерах, необходимых для обеспечения и защиты прав человека жертв торговли людьми». Специальный докладчик Мария Грация Джаммаринаро в своем тематическом докладе по вопросу о торговле людьми в конфликтных и постконфликтных ситуациях, опубликованном 3 мая 2016 года, представила рекомендации в сфере предотвращения.
Государства также обязаны представлять отчеты в соответствии со своими международными обязательствами согласно различным международным конвенциям. Например, статья 6 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (КЛДЖ) предусматривает, что «Государства-участники принимают все соответствующие меры, включая законодательные, для пресечения всех видов торговли женщинами и эксплуатации проституции женщин». КЛДЖ требует от государств-участников представлять каждые четыре года доклад о законодательных, судебных, административных или других мерах, принятых ими для осуществления положений Конвенции, включая статью 6.
Аналогичным образом статья 35 Конвенции о правах ребенка (КПР) предусматривает, что «Государства-участники принимают на национальном, двустороннем и многостороннем уровнях все необходимые меры для предотвращения похищения детей, торговли детьми или их контрабанды в любых целях и в любой форме». КПР требует, чтобы государства-участники каждые пять лет представляли отчеты о «мерах, принятых ими по реализации признанных прав».
В 2018 году Конференция стран-участников Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности в резолюции 9/1 утвердила Механизм обзора хода осуществления Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности и протоколов к ней. Этот обзор будет способствовать извлечению уроков, обмену опытом, передовой практикой, пробелами и проблемами в осуществлении Конвенции и протоколов к нему, включая Протокол против торговли людьми, а также выявлению потребностей в технической помощи. Этому будет способствовать общий доклад о тенденциях и моделях, подготовленный Секретариатом перед каждой сессией Конференции на основе самооценки государств-членов, страновых обзоров и последующих рекомендаций, а УНП ООН (в качестве секретариата Конференции участников) подготовит общий доклад о тенденциях и моделях осуществления этих документов, включая Протокол против торговли людьми.
Помимо докладов, представляемых Организации Объединенных Наций, государствам следует подготовить национальные доклады для мониторинга состояния дел в сфере торговли людьми и оценки усилий правительства по борьбе с ней. Принципы и руководящие положения по правам человека и торговле людьми, рекомендованные Управлением Верховного комиссара по правам человека (УВКПЧ), призывают государства создать «механизмы мониторинга влияния на права человека законов, политики, программ и мероприятий по борьбе с торговлей людьми» и далее заявляют, что «следует рассмотреть вопрос о передаче этой роли независимым правозащитным учреждениям, где такие органы существуют».
На рисунке 2 представлен схематический пример процесса планирования и мониторинга проектов, направленных на предотвращение торговли детьми, в котором основное внимание уделяется торговле детьми.
Многие государства создали национальные координационные комитеты или межведомственные целевые группы для выполнения этой функции. В статье 29 Конвенции Совета Европы о противодействии торговле людьми от 2005 года содержится призыв к каждому государству-участнику рассмотреть вопрос о назначении национальных докладчиков или созданию других механизмов для наблюдения за деятельностью государственных структур по противодействию торговле людьми и соблюдению требований национального законодательства.
Существуют различные модели в отношении национальных структур, уполномоченных применять меры против торговли людьми, обеспечивать защиту, помощь и поддержку жертвам и проводить мониторинг деятельности по торговле людьми.
Например, Национальная комиссия по борьбе с торговлей людьми была создана в соответствии с Законом Болгарии о борьбе с торговлей людьми от 2003 года. Статья Закона гласит:
Национальная комиссия должна:
Что касается состава национальных координационных комитетов, то участие НПО должно быть обязательным. Например, статья 10 Закона Грузии «О противодействии торговле людьми» от 2006 года предусматривает создание «Межведомственного координационного совета» и гласит, что «[В дополнение к представителям государственных органов Координационный совет может состоять из представителей некоммерческих юридических лиц и международных организаций, работающих в соответствующей области, представителей средств массовой информации и соответствующих специалистов и ученых».
В Австралии меры по борьбе с торговлей людьми координируются в рамках Национального плана действий страны по борьбе с торговлей людьми и рабством. В рамках системы управления и мониторинга существует межведомственный правительственный комитет по торговле людьми и рабству, который обеспечивает комплексное решение проблем. Существует также Оперативная рабочая группа по борьбе с торговлей людьми и рабством, в состав которой входят управления полиции, прокуратуры, охраны границ и социальных служб. Эта рабочая группа следит за стратегией правительства и решает оперативные вопросы. Кроме того, создан национальный круглый стол в качестве консультативного механизма между правительством, неправительственными организациями, предприятиями и профсоюзами, а также различными специальными рабочими группами.
Также могут быть рассмотрены местные, региональные и провинциальные инициативы. Планирование, информирование, обучение, повышение осведомленности, мониторинг и координация между различными участниками являются важными элементами эффективной превентивной стратегии и соответствующих мер по ее осуществлению. Не менее важно проводить периодические оценки для проверки того, является ли стратегия успешной или ее следует изменить, пересмотреть или заменить.
В Бельгии проводятся периодические координационные встречи всех участников борьбы с торговлей людьми в каждом судебном округе. По инициативе прокурора, специализирующегося по делам по торговле людьми, ежегодно проводится не менее двух таких встреч. Целью этих встреч является:
Партнеры, вовлеченные в сотрудничество: Эти встречи организуются под председательством главного прокурора по делам по торговле людьми, и в них принимают участие представители полиции (специализированные подразделения по торговле людьми), социальной инспекций (специализированные подразделения ЭКОСОС) и инспекций труда. Кроме того, прокурор может пригласить на эти встречи экспертов, которые могут внести соответствующий вклад в расследование или судебное преследование (например, из Управления по делам иностранцев, налоговой службы, приютов и т. д.).
Что делает эту практику успешной? Эти регулярные встречи способствуют созданию сети, которая помогает обмену информацией на местном уровне, картированию секторов и рабочих мест с высоким уровнем риска и эффективному сотрудничеству. Партнеры узнают друг друга и доверяют друг другу, осознают полномочия и приоритеты друг друга и таким образом снижаются любые пороговые ограничения для совместной работы.
В 2010 году в Варшаве был основан Мазовецкий отдел по борьбе с торговлей людьми. Оно является первым и единственным региональным (воеводским) подразделением в Польше. Мазовецкое подразделение было создано в качестве региональной платформы для обмена информацией и сотрудничества между учреждениями и организациями, занимающимися противодействием торговле людьми. Целью этого подразделения является улучшение организации профилактических мероприятий, оказание поддержки и помощь в реинтеграци жертв (в частности польских граждан) и стимулирование деятельности местных органов власти и неправительственных организаций в этой области. Кроме того, он также выступил в качестве пилотного проекта по развитию региональных форм сотрудничества в других регионах Польши. Одной из основных задач в рамках Национального плана действий по борьбе с торговлей людьми на 2013 - 2015 годы было создание большего числа воеводских подразделений по борьбе с торговлей людьми в Польше. На сегодняшний день уже создано 14 из 16 воеводских подразделений. Ожидается, что два последних будут созданы к концу 2015 года. В каждом подразделении был назначен координатор по вопросам торговли людьми. В обязанности координатора по вопросам торговли людьми входит определение партнеров среди различных региональных заинтересованных сторон (местная и муниципальная администрация, НПО, правоохранительные органы и т.д.).
Партнеры, вовлеченные в сотрудничество: В состав этих подразделений входят представители региональных полицейских и пограничных служб, местных НПО, региональных отделов социальной помощи, научных учреждений, инспекций труда, а также муниципальных властей. Основная роль правоохранительных органов, участвующих в деятельности подразделений, заключается в предоставлении обновленной информации о тенденциях и рисках, связанных с ТЛ в регионе, а также в выявлении и направлении жертв в региональные центры помощи жертвам. Остальные участники в основном занимаются либо профилактической деятельностью, либо оказанием поддержки жертвам ТЛ.
Что делает эту практику успешной? Подразделения воеводства являются региональными платформами для обмена информацией на местном уровне, в основном связанной с предупреждением и борьбой против ТЛ. Благодаря этому подразделению местные заинтересованные стороны могут сотрудничать между собой и проводить более эффективные совместные мероприятия. Это особенно важно, когда необходима оперативная помощь жертвам. Кроме того, подразделения могут помочь в организации региональных профилактических мероприятий, таких как местные конференции, университетские лекции и практические занятия в школах.
В Южной Азии перед «наблюдательными комитетами» ставятся различные задачи на местном уровне, обычно под руководством назначенного правительством должностного лица. Например, в Бангладеш министерство внутренних дел создало «комитеты по борьбе с торговлей людьми» на уровне районов, провинций и деревень вдоль границы страны с Индией. Членами этих комитетов являются правительственные чиновники и влиятельные члены общин (директора школ, религиозные лидеры и т. д.). Как правило, они координируют свою деятельность с НПО, вовлеченными в деятельность по предотвращению торговли людьми. Поскольку тема торговли людьми приобрела более высокий статус, стало создаваться все больше и больше структур, поэтому новые участники посещают многочисленные тренинги. Однако средства, вложенные в обучение и создание новых структур, не вознаграждаются соответствующими результатами. К сожалению члены таких комитетов могут легко стать ответственными за нарушение прав детей, а не за их защиту, особенно если они не подотчетны перед официальными органами правительства или местным сообществом. Спустя два года после создания наблюдательных комитетов в западноафриканской стране Мали исследователи обнаружили, что наблюдательные комитеты не проводят различий между детьми, ставшими жертвами торговли людьми, и другими детьми, покидающими свои дома, чтобы зарабатывать деньги в других местах: они были направлены на то, чтобы помешать детям уезжать из деревни. В соседней Буркина-Фасо подобные комитеты действовали с таким энтузиазмом и без разбора, что даже не позволили мигрировать 18-летним юношам (т.е. молодым людям). Кроме того, исследователи в Мали обнаружили, что молодые люди были исключены из комитетов (то есть не было «участия детей»), что поимка молодых людей, пытающихся покинуть деревню, вызвала кризис в отношениях между молодыми и взрослыми жителями, и что молодые люди стали прибегать к методам миграции, которые делали их более уязвимыми перед унижениями. В таких обстоятельствах система наблюдательного комитета стала частью проблемы, а не источником ее решения. Существуют различные причины, по которым усилия по пресечению торговли людьми на уровне общин превратились в порочную практику. Основными из них были неспособность, начиная с уровня центрального правительства (и международных организаций, работающих с ними) проводить различие между случаями торговли людьми и детьми, перемещающимися при других обстоятельствах, и неспособность надлежащим образом подготовить и обучить местные наблюдательные комитеты.