Данный модуль является ресурсом для лекторов

 

Ключевые вопросы

 

Распространение насильственного экстремизма вызывает серьезную озабоченность у международного сообщества. Так, например, согласно оценкам 30 тысяч иностранных боевиков-террористов (ИБТ), завербованных в 100 государствах, направились в Сирийскую Арабскую Республику и Ирак, а также Афганистан, Ливию и Йемен, чтобы вступить в ряды террористических групп, участвующих в конфликтах в этих странах. Через какое-то время многие ИБТ вернутся в свои страны или направятся в другие потенциальные зоны конфликтов, привезя с собой приобретенные тактические знания и идеологические взгляды (доклад Генеральной Ассамблеи A/70/674, п. 3).

Международное сообщество – на национальном, региональном и международном уровнях – пытается лучше понять это явление с тем, чтобы более эффективно реагировать на него. Это поднимает важные вопросы международного мира и безопасности, входящих в сферу полномочий ООН, в том числе в рамках, установленных в главе VII Устава Совета Безопасности. Так, например, массовая миграция миллионов людей, вынужденных покинуть территории, захваченные террористическими и насильственными экстремистскими группами, вызвала серьезную региональную нестабильность (доклад Генеральной Ассамблеи A/70/674, п. 2). Более того, эта проблема ставит под угрозу другие глобальные приоритеты, в частности достижение Целей устойчивого развития (ЦУР) (доклад Генеральной Ассамблеи A/70/674, п. 16). Как отметил Генеральный секретарь ООН в Плане действий по предупреждению воинствующего экстремизма (План действий ВЭ) (доклад A/70/674, п. 16), рассматриваемом подробно в настоящем Модуле, на момент принятия ЦУР:

Государства-члены выступили с предостережением о том, что воинствующий экстремизм таит в себе угрозу сведения на нет многих результатов в области развития, достигнутых за последние десятилетия. Используя проблемы в области развития, такие как неравенство, нищета и неэффективное управление, воинствующий экстремизм еще более усугубляет эти проблемы и ведет к упадку, который ухудшает положение прежде всего маргинализованных групп.

В соответствии с подходом, используемым в других Модулях, настоящий Модуль сформулирован на основе контртеррористической стратегии ООН, главным образом целей, концепций и инициатив Разделов I и IV. Центральная часть обсуждений посвящена Плану действий – как определенным в нем основным факторам насильственного экстремизма, так и предлагаемым мерам реагирования на них – поскольку он лежит в основе осуществления целей Контртеррористической стратегии в отношении насильственного экстремизма. В Плане действий отмечается:

Необходимо применять более комплексный подход, предусматривающий принятие не только мер по обеспечению безопасности в рамках борьбы с терроризмом, но и также систематических превентивных мер, непосредственно касающихся факторов, способствующих воинствующему экстремизму, которые привели к возникновению этих новых и более опасных групп (п. 6).

Помимо этого рассматривается ряд региональных усилий в области П/ПНЭ.

Прежде всего, необходимо рассмотреть вопрос терминологии, поскольку некорректное использование формулировок само по себе способствует разжиганию насильственного экстремизма или, как минимум, подрывает усилия по борьбе с ним. Как будет показано далее, непонимание и (или) многочисленные разногласия в отношении ключевых понятий также имеют место. Отсутствует единый согласованный подход или общепринятая терминология на государственном, региональном или многостороннем уровнях или среди гражданского общества, в том числе с точки зрения юридических и институциональных инструментов и концепций, разработанных в целях П/ПНЭ.

 
Далее
Наверх