Данный модуль является ресурсом для лекторов

 

Текущие вызовы в международных правовых рамках

 

С одной стороны, усиление взаимосвязи между принципами предоставления убежища и признания беженцами и другими правовыми режимами, образующими ключевые международные правовые рамки, в которых должны осуществляться ответные меры по противодействию терроризму, является положительным изменением, тем не менее, и не в последнюю очередь с точки зрения продвижения принципов каждого из выявленных правовых режимов, оно сопряжено и с определенными сложностями.

Одна из важных проблем заключается в том, что международное законодательство по правам беженцев изначально не предполагалось в качестве инструмента противодействия терроризму. В связи с этим определение его как ключевого правового режима в рамках международной правовой базы противодействия терроризму может негативно повлиять на защиту лиц, просящих убежища, и беженцев, предоставляя таким лицам меньшую, а не большую или эквивалентную защиту. Такое мнение было отражено УВКБ ООН в ответ на усиление мер по противодействию терроризму после терактов 11 сентября:

Приравнивание убежища с безопасным прибежищем для террористов является не только юридически неправильным и до сих пор не подкреплено фактами, но и способствует очернению беженцев в общественном сознании и выделению лиц конкретных рас или религий для дискриминации и притеснения на почве ненависти.

После 11 сентября ряд общин иммигрантов и беженцев подверглись нападениям и преследованиям на почве этнической принадлежности или религии, что привело к усилению социальной напряженности. Несмотря на то, что действительно есть некоторые лица, просящие убежища, и беженцы, которые были или будут связаны с серьезными преступлениями, это не означает, что остальное большинство должно быть проклято из-за ассоциации с этими немногими. (Организация Объединенных Наций, Верховный комиссар по делам беженцев, 2015 год).

Еще одна проблема заключалась в том, что некоторые государства применяли исключающую оговорку к «террористам» на коллективной основе, полагаясь на списки запрещенных террористов и террористических организаций, таких как списки ООН и Европейского союза, вместо того, чтобы проводить индивидуальную оценку. С точки зрения верховенства права такие подходы не всегда сопровождаются базовым уровнем надлежащих правовых процедур и их может оказаться трудно оспорить, в том числе в суде (см. Модуль 11). Другая связанная с этим проблема заключается в том, что такой подход не затрагивает основополагающие проблемы, вместо этого переносит проблему с одного государства на другое.

Вместе с тем ряд этих проблем и рисков можно считать, по меньшей мере, частично компенсированными выгодами от интеграции международного законодательства по правам беженцев в международные правовые рамки. Можно утверждать, что примирению интересов национальной безопасности с правом на защиту от высылки лучше всего способствует объединение различных областей права. Применение законодательства по правам беженцев наряду с уголовным правом, правом в области экстрадиции и правом в области прав человека может выполнять важную функцию с точки зрения правильного обеспечения того, чтобы любой, кто участвует в террористической деятельности, не имел возможности воспользоваться защитой в качестве беженца. Наоборот, защита интересов национальной безопасности путем преследования отдельных лиц в соответствии с надлежащей процедурой, гарантирование прав и защиты наиболее уязвимых лиц и принятие других соответствующих мер для защиты основных прав человека ставит во главу угла верховенство права в контртеррористической деятельности.

 
Далее
Наверх